• на главную
  • admin@modernmif.ru
 
 



.
. Нужна офисная мебель, купить офисную мебель. .
 
 
.
Предыдущая | Содержание | Следующая

Болезни сердечно-сосудистой системы

Рассмотрим теперь особенности важнейших заболеваний сердечно­сосудистой системы в подростковом Периоде. Начнем с синдрома ве­гетативных дисфункций, или вегетососудистой дистопии.

Синдром вегетативных дисфункций

Старое название ЭТОГО расстройства - нейроцнркуляторная дисто­пия. Некоторые врачи, в том числе и на призывных комиссиях, по-

прежнему пользуются последним термином. В главе, посвященной функциональным расстройствам сердечно-сосудистой системы, мы подробно остановились на основных механизмах развития данного страдания. Поэтому отметим лишь особенности вегетативных дис­функций, характерные для подросткового возраста. Высокая часто­та вегетативныхДИСТОНИЙ у подростков связана с несбалансирован­ным ростом и созреванием систем, регулирующих деятельность внутренних органов. Каковы же основные предпосылки к развитию синдрома вегетативных дисфункции в пубертатном (подростковом) периоде?

Прежде всего это наличие хронических очагов инфек-ци и (тонзиллиты, синуситы —хроническое воспаление придаточных исковых паэух). Нередко вегетативная дистония развивается после инфекционного заболевания: кишечной инфекции, острого вирусно­го гепатита, пневмонии. В ряде случае!! упорная вегетативная дисто­пия связана с глистной инвазией или лямблиозом.

Вторая категория дистопий обусловлена хроническими ин­токсикация ми. В отличие от развитых стран у нас по-прежнему процветают прямая и скрытая рекламы сигарет и алкогольных напит­ков. Курение и употребление алкоголя внедряются в сознан не подрост­ ков в качестве непременного атрибута западного образа ЖИЗНИ и му­жественности. Отметим, однако, что неоднократно бывая в команди­ровках за границей, мы убедились, насколько активно ведется там постоянная антиникотиновая кампания и внедряются в сознание ЛЮДеЙ основные принципы здорового образа жизни. Усилия обще­ственности подкрепляются законодательными мерами, направленны­ми на ограничение доступа подростков к алкоголю и табаку. Мы спе­циально подчеркнули последовательность: сначала создание обще­ственного мнения, формирование новых привычек и стереотипов, а затем запретительные меры. В нашей же стране имеется опыт обратной Последовательности (с треском провалившаяся антиалкогольная кам­пания). В последние годы многие родители столкнулись еще с одной, весьма страшной проблемой. Это токсикомании и наркомании у под­ростков. Если раньше Россия рассматривалась международной нар­комафией в основном как перевалочный пункт для высокоактивных наркотиков тина героина, то в настоящее время все более активно ос­ваиваются российские рынки сбыта наркотического зелья. На первых порах наркотики даются подросткам по демпинговым (заниженным) цепам. Однако после возникновения психологической и физической зависимости (зона у подростков формируется очень быстро) цены ус­танавливаются на уровне мировых и подросток становится по сути дела рабом своей болезни (наркомании). Где же происходит первый контакт подростка С ТОКСИЧескИМИ пли наркотическими веществами? Как ВТО ни прискорбно, усгановлено. что чаще всего ото школа пли профессионально-техническое училище.(теперьони, как правило, на-

зываются колледжами). Мы коснулись проблемы токсикомании и нар­команий в связи с тем, что одним из первых проявлений формирую­щейся зависимости является вегетативная дисфункция, возникающая в состоянии абстиненции (лишения). Родители ДОЛЖНЫ знать об этом и помнить, что успех борьбы с формирующейся зависимостью в суще­ственной мере зависит от того, насколько рано приняты лечебно-про­филактические меры. Поэтому поведение родителей не должно исхо­дить из принципа не выносить сор из избы. Нет, только раннее об­ращение к специалистам-наркологам дает шанс предотвратить развитие наркомании ИЛИ токсикомании.

Еще одной причиной развития вегетативной дистопии у подрост­ков является неадекватная физическая активность. Мы ис­пользовали ТврМИН неадекватная, поскольку как гиподинамия, так и бесконтрольные занятия атлетическими видами спорта способ­ствуют развитию вегетативных дисфункций.

Гиподинамия особенно характерна для подростков в случаях избыточной фиксации на получении только отличных оценок. В по­следние годы наблюдается еще один вариант гиподинамии, который условно можно назвать компьютерным. Многочасовые компьютер­ные игры не только приводят к гиподинамии, но и вызывают небла­гоприятные изменения в подкорковых регуляторных центрах, по­скольку подросток подвергается длительному воздействию излучения монитора компьютера.

К достаточно частым причинам развития вегетативных дисфунк­ций в подростковом возрасте относятся о с т р ы е и хронические э м о ц и о и а Л Ь Н ые стрессы, которые могут послужить основой для формирования неврозов и других патологических Изменений ЛИЧНО­СТИ. Л как указывалось в главе, посвященной функциональным рас­стройствам сердечно-сосудистой системы, личностные (эмоциональ­ные) нарушения всегда сопровождаются сдвигами в системах вегета­тивной регуляции.

У каких же категорий подростков наиболее часто развивается син­дром вегетативных дисфункций? Это юноши и девушки, имевшие в прошлом черепно-мозговые травмы (сотрясения ГОЛОВНОГО мозга, ушибы), перенесшие родовую травму либо нейроинфекцию. Увеличи­вается вероятность вегетативных дистоний у девушек в периоде ста­новления менструального цикла или в начале половой жизни.

Проявления вегетативной дистопии у подростков сходны с ее симп­томами у взрослых. Выделяют также ПОСТОЯННЫЙ (перманентный) ва­ риант, вегетативные кризы (панические атаки) и обмороки (синкопы). О ГЛИЧИЯ заключаются в частоте отдельных форм. У подростков реже, чем у взрослых, развиваются вегетативные кризы, а обмороки возни­кают чаще. При постоянных вариантах дистоний подросток жалует­ся на снижение работоспособности, постоянное чувство усталости. Появляются упорные, но изменчивые по характеру головные боли,

связанные в основном с нарушением тонуса артерий и вен головного мозга. На фоне стрессов возникает гипергидроз (потливость). Особен­но типичны холодные и влажные ладони. Со стороны сердечно-сосу­дистой системы наиболее часты жалобы на колющую или ноющую боль в области сердца, нередко отдающую иод левую лопатку. Возни­кают сердцебиения, чувство перебоев или замираний, пульсации в сосудах шеи ИЛИ ГОЛОВЫ. Одновременно выявляются нарушения ре­ гуляции артериального давления. В подростковом возрасте оконча­тельно формируется стереотип реакций па любой стресс: в сторону повышения артериального давления (гипертензивные реакции) ИЛИ падения артериального давления (гипотензивные реакции). Именно подростки с гипотензивными реакциями на стресс- предрасположены к обморокам (как помнит чи гатель, такие обмороки называют вазомо­торными, и они не представляю! опасности для жизни). Очень важна для подростка с- вегетативной дистонией и его будущего грамотная оценка электрокардиограммы. Дело в том, что при вегетативной дис­топии могут ВЫЯВЛЯТЬСЯ различные изменения электрокардиограммы. 11 важными особенностями ЯВЛЯЮТСЯ непостоянство и уменьшение под влиянием дозированной физической нагрузки или лекарственных средств, действующих на центральную нервную систему. Если будем Проявлена избыточная активность (в плане антиаритмнчееких средств), то могут формироваться вторичные нарушения, связанные уже с агрессивным лечением. Поэтому родители должны знать, что типиарштшическую терапию при отсутствии органических заболева­ний сердца (пороки, миокардиты) можно начинать только после все­стороннего обследования подростка.

Говоря о лечении подростков с синдромом вегетативных дисфунк­ций, подчеркнем, что к предпочтительным относятся немедикаментоз­ные подходы. Успех достигается ТОЛЬКО при включении комплекса воздействий, ядром которого служит перестройка образа жизни иод-ростка. Имеется в виду оптимизация режима чебы и отдыха. Частой ошибкой является освобождение юноши или девушки от физкульту­ры. Напротив, регулярные физические упражнения способствуют нормализации активности различных отделов вегетативной нервной СИСТемЫ. С! учетом выраженности проявлений вегетативной дистопии

подросток может включаться в специальную или подготовительную

Группу. I [осле улучшения самочувствия его можно перевести и в ос­новную группу.

Изм енение обраэа ж аэни обязательный компонет лече­ния. При необходимости, кроме ЭТОГО, подключаются баль неопроце­дуры (бассейн, души, сероводородные,углекислые жемчужные ван­ны). При перманентных вариантах вегетач ивных дистопий хороню за­рекомендовали себя иглорефлексотерапия и точечный массаж, а также физиотерапия. Из лекарственных средств при вегеташипых дне тони щ.% Средней ТЯжеетИ можно рекомендовать фитотерапию. Лекарствен-

ные средства, эффективные при вететатиийых дисфункциях описаны

в главе Функциональные расстройства сердечно-сосудистой систе­мы. Медикаментозное лечение назначается лишь при тяжелых фор­мах вегетативных дистопий и при вегетативных кризах. Обычно оно проводится в виде относительно коротких курсов, не превышающих по длительности 3-4 недели. Наличие у юноши синдрома вегета­тивных дисфункций (нейроциркуляторной дистопии) не является ав­томатическим показанием к ограничению его годности к военной службе. В таких случаях обследование проводится в стационарных ус­ловиях и включает, кроме кардиологических лабораторно-инструмен-ТВЛЬНЫХ исследований, И неврологическое обследование.

.